Дайджест прессы:
Новости СМИ2
|
Ровно 40 лет назад, в 1975 году, с целью снижения рисков глобального противостояния мировые лидеры, объединившись, подписали документ, определяющий новые принципы в международных отношениях и вошедший в историю как Хельсинский заключительный акт.
Этот документ должен был перестроить архитектуру безопасности в Европе и расширить возможности сотрудничества между государствами в рамках мира и благополучия.
Однако, несмотря на то что за прошедший период в мире произошло достаточно конфликтов и противостояний, а в некоторых случаях и серьезное нарушение международных правовых норм, Хельсинские принципы все еще сохраняют свою актуальность и значение. Потому что эти нормы и принципы не имеют альтернативы и их изменение может привести к очень серьезным катастрофам и последствиям, которых мы не можем даже себе представить. Именно поэтому 24-я летняя сессия ПА ОБСЕ, прошедшая в Хельсинки и посвященная 40-летию принятия Хельсинского заключительного акта, имела важное значение для всех государств, в частности страдающего от нарушения этих принципов и подвергшегося оккупации Азербайджана.
С этой точки зрения очень похвальным событием стало представление депутатом парламента Азербайджана Азаем Гулиевым проекта резолюции "Приверженность Хельсинкским принципам в межгосударственных отношениях стран региона ОБСЕ" с целью вновь привлечь внимание к нынешнему серьезному кризису в сфере соблюдения международного права и защиты национальных интересов Азербайджана в форме правового документа. Правильно выбранная тактика, включение в резолюцию наряду с Азербайджаном также Украины, которая находится в центре обсуждений в настоящее время, в том числе конфликтов в Грузии и Молдове, точные правовые высказывания и профессиональный подход создали благоприятные условия для принятия резолюции. То, что Азай Гулиев является заместителем председателя комитета по политическим вопросам и безопасности ПА ОБСЕ и членом бюро, еще больше повысило возможности принятия резолюции. Не случайно, что ни одно из 14 изменений в резолюцию, предложенных седьмого июля армянской и российской делегацией в комитете по политическим вопросам и безопасности ПА ОБСЕ, не было учтено, и документ был принят в начальной форме.
Попытка армянской делегации девятого июля на пленарной сессии ПА ОБСЕ предотвратить включение резолюции в Хельсинскую декларацию и документы также не увенчалась успехом, и ОБСЕ объявила эту резолюцию своим официальным документом. На протяжении нескольких дней в СМИ ведутся обсуждения в связи с этим документом. То, что вчера принятие этой резолюции прокомментировал и дал высокую оценку МИД Азербайджана, подтвердило значение этого документа для Азербайджана. И, напротив, то что в Армении эту резолюцию расценили как провал для захватнической страны, косвенно еще раз подтвердило дипломатическую и политическую победу, одержанную Азербайджаном.
Сейчас считаем необходимым привлечь внимание к некоторым моментам, нашедшим отражение в резолюции, и выделить 10 важных нижеперечисленных пунктов для Азербайджана:
• ПА ОБСЕ выражает глубокую озабоченность конфликтами, продолжающимися долгое время в Азербайджане (в том числе и в Украине, Грузии и Молдове) (статья 5);
• ПА ОБСЕ заявляет о том, что конфликты на территории ОБСЕ создают опасность суверенитету, территориальной целостности и независимости указанных государств, а также замедляет демократические реформы в этих странах (статья 6);
• ПА ОБСЕ напоминает об обязательстве одного государства воздержаться от применения силы или угрозы применения силы в отношении территориальной целостности другого государства (статья 10);
• ПА ОБСЕ еще раз подчеркивает принцип неприкосновенности границ и защиты территориальной целостности государств и считает недопустимым узурпацию территорий путем применения силы (статья 11);
• ПА ОБСЕ считает незаконным и недопустимым узаконивание или признание узурпации (оккупации) территориальной целостности и суверенитета указанных стран, любую поддержку для продолжения этого, а также прямые и косвенные попытки в этом направлении (статья 12);
• ПА ОБСЕ считает недопустимым осуществление права народов на самоопределение за счет нарушения территориальной целостности или суверенитета и политической независимости стран, участвующих в конфликте (статья 13);
• ПА ОБСЕ требует создания соответствующего условия для безоговорочного и безопасного возвращения вынужденных переселенцев, изгнанных с территории Азербайджана или другой подвергшейся оккупации страны, в свои дома при условии уважения достоинства (статья 14);
• ПА ОБСЕ выражает серьезную обеспокоенность безнаказанностью лиц, совершивших геноцид, преступление против человечности и военное преступление, и подчеркивает важность выполнения государствами-членами организации обязательств для привлечения к следствию и ареста совершивших подобные преступления лиц и прекращения безнаказанности во имя избежания подобных случаев в будущем, полного восстановления мира и справедливости (статья 15);
• ПА ОБСЕ подчеркивает важность исполнения принятых СБ ООН резолюций в решении конфликтов (статья 16);
• ПА ОБСЕ настоятельно требует решения затрагивающих Азербайджан (в том числе Грузию, Украину и Молдову) конфликтов на основе норм и принципов международного права, в частности касающихся суверенитета и территориальной целостности государства (статья 19).
Несомненно, что принятие этого документа в период, когда в мире царит политика двойных стандартов, предпринимаются попытки очернить успехи Азербайджана, активизируются попытки "больших сил" по удержанию стран в зоне своего влияния, является конкретным результатом объединяющей в себе наши национальные интересы внешней и внутренней политики, осуществляемой Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, в частности полностью оправдывающей себя в последнее время дипломатии нападения Азербайджана.
Уверены, что эта резолюция, принятая благодаря успешному сотрудничеству парламента и МИД Азербайджана, еще больше укрепит позицию Азербайджана в переговорах, проводимых для прекращения захватнической политики Армении и возвращения оккупированных азербайджанских территорий.
Согласно заявлению МИД Азербайджана, положения этой резолюции, высказанные сопредседателями МГ ОБСЕ (которые должны основываться на Хельсинкский заключительный акт), должны учитываться как основополагающие принципы - а от Армении должно требоваться исполнение этих принципов.
Если из-за очага конфликта в Украине применяются санкции, то за факт оккупации азербайджанских земель должны быть применены санкции в отношении Армении. Для этого в принятой в ПА ОБСЕ резолюции создана благоприятная правовая база. Остается только претворение в жизнь положений этой резолюции
Аналитическая группа Общественного объединения "Dü?ünc?"
Поделиться:
В раздел
В раздел
Здравствуйте, уважаемый посетитель нашего сайта!
Регистрация на нашем сайте позволит Вам быть его полноценным участником. Вы сможете добавлять новости на сайт, оставлять свои комментарии, просматривать скрытый текст и многое другое.