Армения вступила в очередную «горячую» осень, градус которой на это раз задаётся не на политической улице. Летние бои местного значения на столичном проспекте Баграмяна отгремели, настало время дискуссий в парламенте вокруг конституционной реформы.
Если нынешнюю ситуацию сравнивать с прошлогодними ожиданиями оппозиционных сил, то изменения весьма разительны. Так называемая невластная «четвёрка» парламентских партий в армянском политическом межсезонье 2014 года демонстрировала признаки пассионарности, претендовала на консолидацию своих рядов в борьбе с правящими республиканцами. В прошлогоднем сентябре оппозиция зазывала и на первых порах успешно собирала под своими знамёнами протестную публику. Тогда алгоритм противостояния в системе «власть – оппозиция» развивался по канонам привычного митингового жанра. С выходом старейшей армянской партии «Дашнакцутюн» (АРФД) осенью 2014-го из оппозиционного «квартета» многое изменилось. «Четвёрка» превратилась в «тройку», потом, уже после известной мимолётной февральской схватки руководства правящей Республиканской партии (РПА) с лидером партии «Процветающая Армения», развалился и тройственный формат оппонентов власти.
Летом произошёл выброс энергии, в виде резонансного «электропротеста», но его инициаторами были гражданские активисты, сразу заявившие об аполитичности своих требований.
Большой находкой для партии власти, как оказалось, стала идея проведения конституционной реформы. Ещё осенью 2014 года она привела к фактическому дроблению «четвёрки», когда дашнакцаканы выразили готовность вступить с республиканцами в обсуждения вокруг перехода от президентской к парламентской форме правления. Конституционный проект в руках властей, таким образом, стал катализатором противоречий в рядах оппозиции. Тогда соратники «Дашнакцутюн» по оппозиционному лагерю принялись обвинять руководство партии в оппортунизме. Отчётливо слышалось и слово «предательство». По прошествии одного года многие обвинители «Дашнакцутюн» сами выстроились в очередь на консультации к президенту республики Сержу Саргсяну вокруг представленного на суд общественности проекта новой конституции.
Свою принципиальную позицию отторжения конституционной затеи властей сохранила лишь партия первого президента страны Левона Тер-Петросяна. В Армянском национальном конгрессе (АНК) ни на какие переговоры с правительством идти не намерены. Впрочем, и власти отвечают АНК взаимностью, продолжая считать её лидера нерукопожатной для себя в стане оппозиции фигурой.